Лицензия МЧС на проектирование противопожарных систем

Обеспечение пожарной безопасности действующих объектов капитального строительства находится под пристальным вниманием государства, поскольку от выполнения федеральных требований по этому вопросу серьезно зависит сохранение здоровья граждан. Государственным органом, выполняющим контроль и надзор за работой компаний в этой области, становистя МЧС. Его деятельность по интересующему нас вопросу регулируется несколькими нормативными документами, согласно которым разграничиваются его полномочия. Они также определяют, какие направления работы, связанной с обеспечением пожарной безопасности, требуют получения разрешительного документа – лицензии.

Нормативная база

Общие правила лицензирования вводятся основным нормативным документом – федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Статья 12 этого правового акта содержит основной список направлений, которые требуют получение лицензии. В этом списке зафиксированы следующие типы деятельности, связанные с пожбезопасностью:

  • организация работы промышленных производств, характеризующихся повышенной взрыво- и пожароопасностью;
  • тушение пожаров;
  • выполнение монтажа под ключ, пусконаладки, настройки, диспетчеризации, технического обслуживания и всех видов ремонта, а также других операций с сигнализационной, охранной и иной техникой и аппаратурой, применяемой для организации противопожарного режима.

В дополнение к этому частью 2 статьи 1 федерального закона №99-ФЗ вводится список сфер, для которых условие о лицензировании вводится отдельными правовыми актами. Например, он включает атомную энергетику, организацию оборота этилового спирта и спиртосодержащих продуктов, работу банковских организаций и другие.

Лицензирование работ по проектированию противопожарной автоматики Тщательный анализ интересующего нас правового акта показывает, что работа по выполнению проектов противопожарных систем отсутствует среди типов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Также она не указана в списке направлений, где работа регулируется дополнительными правовыми актами.

Из этого эксперты делают вывод о том, что требование об обязательном лицензировании работы для этой сферы в актуальной правовой базе отсутствует. Поэтому лицензия МЧС на проектирование пожарной сигнализации компаниям, которые занимаются только этим направлением, не нужна. Однако если организация дополнительно к этому выполняет другие работы из списка лицензируемых, например, монтаж или настройку противопожарного оборудования, ей придется получать обязательное разрешение МЧС в установленном порядке.

Из сказанного может сложиться обманчивое впечатление, что в интересующей нас области полностью отсутствует какой бы то ни было контроль. Однако, конечно, это не так: это слишком серьезный вопрос, чтобы оставить его без всякого надзора: ведь некачественный проект пожарной автоматики или системы пожаротушения может стать причиной человеческих жертв при возгорании на объекте.

Требования к проектам систем пожарной защиты

Контроль в этой области выполняется в иной форме. Чтобы выяснить, как он производится, нужно проанализировать положения дополнительного нормативного документа – постановления Правительства от 16 февраля 2008 года N 87. Оно определяет требования к проектной документации на разные типы объектов, а также правила ее разработки.

В разделе 2 этого правового акта содержится описание блоков проектной документации, которые становятся обязательными компонентами такого проекта. Часть 26 этого раздела посвящена блоку «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», который получил порядковый номер 9. Он содержит список сведений, которые обязаны быть отражены в проекте, включая:

  • общее описание системы пожбезопасности на объекте;
  • обоснование противопожарных расстояний между разными типам объектов;
  • обоснование проектных решений для противопожарной инфраструктуры;
  • описание и объяснение планировочных и конструктивных решений, в том числе с точки зрения определения класса пожарной опасности;
  • объяснение проектных решений с точки зрения безопасности посетителей и работников объекта;
  • список мер по организации требуемого уровня безопасности сотрудников пожарной охраны, привлекаемых при возникновении возгорания;
  • категория опасности объекта с точки зрения рисков пожара и взрыва;
  • список объектов, которые обязаны быть оборудованы противопожарной автоматикой;
  • описание и объяснение выбора систем противопожарной охраны, а также порядка их работы;
  • описание организационных и технических мер по организации требуемого уровня безопасности на объекте;
  • расчет пожарных рисков;
  • ситуационных план участка, на котором расположен объект, с указанием основных компонентов противопожарной инфраструктуры;
  • схемы эвакуации;
  • структурны схемы применяемых систем противопожарной защиты.

Контроль за проектированием систем обеспечения пожарной безопасности Правила выполнения контроля и надзора за работой организаций, занимающихся проектированием объектов капстроительства, определены Градостроительным кодексом. Статьи 48 и 52 этого правового акта указывают, что к выполнению соответствующих работ допускаются только те компании, которые подтвердили свою надежность и компетентность в установленном порядке. На текущий момент для этих целей в Российской Федерации действует особый механизм – получение допуска саморегулируемой строительной организации (СРО).

Суть этого механизма состоит в том, что некоммерческое объединение участников отрасли само контролирует работу членов такого объединения и не допускает к выполнению работ предприятия, не имеющие необходимого опыта и не выполняющие другие обязательные требования. Организация, которая доказала соответствие установленным нормативам, получает допуск на выполнение работ, выдаваемый СРО.

При этом в соответствии с положениями постановления № 87 проекты систем защиты от возгораний и иных компонентов, используемых для организации противопожарного режима на объектах, принадлежат к категории разделов проектной документации. Поэтому для выполнения таких работ компании, которая привлекается к разработке этих разделов, необходимо иметь допуск СРО, выданный в соответствии с правилами конкретной организации. При отсутствии такого допуска выполнение работ по составлению проекта систем противопожарной защиты не разрешается, а проектная документация не пройдет необходимые процедуры согласования и утверждения.

Итак, в действующем законодательстве не содержится требования об обязательном лицензировании работ по составлению проектов систем пожарной охраны объектов. Но вместо этого применяется иная форма контроля за работой компаний, работающих в этой сфере. При этом такой контроль выполняется не государственными надзорными органами, а самими участниками рынка проектных услуг, которые заинтересованы, чтобы все члены саморегулируемой организации добросовестно выполняли свои обязанности, а ей самой не пришлось платить страховое возмещение в случае наступления негативных последствий.

Оставьте комментарий