Оценка профессиональных рисков на предприятии

Заказать услугу
Обратный звонок

Работники предприятий выполняют свои обязанности в разных условиях, и подчас они могут оказывать серьезное отрицательное влияние на состояние их здоровья и работоспособность. При этом согласно статье 212 действующего Трудового кодекса РФ одной из основных обязанностей организации-работодателя становится обеспечение безопасных условий работы сотрудников. Для достижения этой цели компаниям необходимо разрабатывать собственную систему управления охраной труда (СУОТ), которая учитывает специфику технологического цикла этого конкретного предприятия.

Статья 209 ТК РФ указывает, что одним из основных компонентов этой системы должна быть подсистема оценки профрисков в охране труда и управления ими. В этом разделе действующего кодекса уточняется, что под профриском понимается вероятность причинения вреда самочувствию и здоровью работника при выполнении им должностных обязанностей в результате воздействия вредоносных факторов, присутствующих на его рабочем месте. В этой связи задача работодателя – оценить наличие такой вероятности и максимально сократить ее в существующих условиях.

Нормативная база оценки профрисков

Основным правовым документом, который регулирует правила обеспечения охраны труда работников, включая выполнение оценки профессиональных рисков, в России становится Трудовой кодекс. При этом в интересующей нас сфере применяется еще ряд важных нормативных актов федерального и международного уровня. В их число входят:

  • конвенция Международной организации труда № 187, посвященная вопросам безопасности и гигиены при организации работ;
  • федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ, которым была ратифицирована эта Конвенция;
  • действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, устанавливающий стандарты безопасности работ в части организации СУОТ;
  • действующий национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.010-2009, определяющий правила выполнения оценки рисков и опасностей при выполнении сотрудниками их рабочих обязанностей;
  • приказ Минздрава от 1 марта 2012 г. N 181н, которым установлен базовый список мер, подлежащих реализации работодателем в целях улучшения условий труда работников и снижения вероятности возникновения профрисков в ходе работы;
  • приказ Минтруда от 19 августа 2016 г. № 438н, утверждающий типовое положение об охране труда в организации;
  • другие правовые документы.

В дополнение к этим нормативным актами при организации СОУТ в части выполнения оценки рисков профессионального характера рекомендуется изучить ряд национальных стандартов ГОСТ Р, связанных с вопросами менеджмента риска на предприятии.

Организация оценки уровня профессионального риска

Алгоритм проведения оценки профессиональных рисков будет несколько различаться в разных компаниях, поскольку он в значительной степени зависит от специфики ее производственной деятельности. Однако при этом базовые этапы этой процедуры в целом совпадают для большей части организаций. Обобщенный порядок выполнения оценки профессионального риска на рабочем месте можно описать в виде последовательности следующих шагов:

  • идентификация факторов риска, присутствующих на конкретном рабочем месте в связи с условиями труда специалиста. Например, оценка профессиональных рисков для офисных работников, скорее всего, выявит меньшее количество потенциальных угроз, чем оценка, выполненная для работников сталелитейного цеха;
  • оценка количественных и сравнительных характеристик обнаруженных факторов риска;
  • определение возможностей по снижению профессиональных рисков с учетом ресурсов и возможностей, имеющихся в распоряжении предприятия-работодателя;
  • разработка системы управления рисками, ориентированной на достижение минимально возможных значений по этим параметрам;
  • практическая реализация мер, входящих в состав разработанного комплекса, с одновременным осуществлением регулярного мониторинга их результативности;
  • оценка результатов применения разработанной системы мер с последующей их корректировкой в случае необходимости.

Внедрение системы оценки и управления профессиональными рисками на предприятии

Как правило, разработку системы оценки и управления рисками профессионального характера доверяют специалисту соответствующего профиля – например, инженеру по охране труда. Однако для крупных предприятий или сложных производств знаний и навыков одного или нескольких сотрудников может оказаться недостаточно для формирования действительно продуманной и работающей системы. В этом случае стоит передать эту задачу экспертам, которые имеют практический опыт составления таких документов и учитывают характер деятельности компании. Они могут выполнить любые задачи – от оценки профессионального риска бухгалтера до разработки СУОТ для производственного холдинга. Цена оценки профессиональных рисков будет зависеть от объема необходимых работ, сроков их выполнения и других факторов.

Сотрудники центра аттестации и оценки профессиональных рисков создают проект необходимой системы и представляют его на рассмотрение руководителю компании, а также членами профсоюзной организации, если таковая действует на предприятии. Как правило, такой проект оформляется в виде локального нормативного документа – например, положения о системе управления профрисками.

После внесения необходимых правок и окончательного согласования проекта это положение утверждается приказом директора компании. До всех сотрудников предприятия, которых коснется его действие, нужно донести информацию о принятии нового приказа. Факт ознакомления с его содержанием работники должны завсидетельствовать личной подписью. С этого момента исполнение его требований становится обязательным для тех сотрудников предприятия, на которых распространяются положения документа.

Оценка профессиональных рисков работников
Цены на выполнение работ.
Офис От 800 руб.
Производство От 1000 руб.

* Указанная стоимость не является точной. Индивидуальные условия обсуждаются по телефону. Так же действуют сезонные скидки